г. Белебей
ул. Красная 134
Центральная детская библиотека
Режим работы:
(понедельник-пятница)
с 10.00 до 18.00
суббота: c 10.00 до 17.00
- воскресенье - выходной день
ЛЕТНИЙ ГРАФИК РАБОТЫ
(июнь,июль,август)
понедельник - пятница
с 9.00 до 18.00
Суббота, воскресенье – выходные дни
Телефон 4-10-95
Наш e-mail:
belebeicdb@mail.ru
Просим вас оценить работу библиотеки, пройдя по QR-коду:
Ваше мнение очень важно для нас.
Литературный календарь
Владимир Александрович Степанов родился 25 сентября 1949 года в подмосковном поселке Клязьма. Отец был известным цветоводом, поэтому будущий поэт с детства жил среди цветов, яблонь, сиреневых дождей и поющих скворечен. Отец Владимира Александровича, был всесторонне развитым человеком, на семейных торжествах читал стихи и пел песни собственного сочинения. Здесь Владимир закончил он среднюю школу, и здесь написаны первые стихи и книги. По образованию - педагог. Наверное, поэтому многие его книги - это книги-уроки, книги-игры, книги-азбуки, книги-картины. Это путешествия в ромашковые сны детей, птиц, животных. Первая публикация появилась в "Московском комсомольце" в 1966 году. Первая книга «Нарисованная вишня» вышла в издательстве «Малыш» в 1979 году.
Закончил педагогический институт, долгое время работал в школе.
В. Степанов - автор более 150 книг для детей и юношества. В 90-е годы у него вышло в разных издательствах около 40 книг. Он один из самых продаваемых современных авторов детской литературы. Газета Русский Вестник писала: "По рейтингу он занимает первое место среди детских писателей, превосходя по тиражу Чуковского, Маршака, Михалкова, Успенского и других советских и зарубежных авторов вместе взятых". Является автором одного из вариантов гимна России.
В. Степанов - лауреат Всероссийской литературной премии имени генералиссимуса А. В. Суворова 2009 года, лауреат Первой премии Всероссийского конкурса «Я расту!» «За серию книг для детей дошкольного возраста «Учебники для малышей».
22 сентября 1891 года в Могилёве (Белоруссия) в бедной еврейской семье родился мальчик, будущий писатель детской литературы Рувим Исаевич Фраерман. Он начал учебу несколько позже своих сверстников, так как отец его служил подрядчиком и вынужден был совершать частые поездки, в которых сын сопровождал его. В 1915 году окончил Могилёвское реальное училище. С 1916 года учился в Харьковском технологическом институте, подрабатывал счетоводом в Бакинской городской управе, после третьего курса направлен на производственную практику на железную дорогу на Дальнем Востоке. Работал помощником кочегара, а с началом Гражданской войны рыбаком, чертёжником, учителем, в газете «Красный клич».
Участвовал в Гражданской войне на Дальнем Востоке (в партизанском отряде Якова Тряпицына). В мае 1920 назначен комиссаром партизанского отряда, направленного для установления советской власти среди тунгусов. Поход закончился в Якутске, где Фраерман был назначен редактором газеты «Ленский коммунар». Охраняя с товарищами по оружию край от интервенции и способствуя укреплению позиций молодой советской власти, Фраерман преодолевает не одну тысячу километров амурской тайги, знакомится с бытом местного населения, с укладом жизни малых дальневосточных народов. Впечатления той поры впоследствии лягут в основу многих очерков и рассказов.Член Союза Писателей СССР с 1934 года.
Участник Великой Отечественной войны. Рувим Фраерман сражался на передовой, был корреспондентом военной газеты «Защитник Отечества», рассказывал в статьях о беспримерных подвигах советских солдат.
Умер Рувим Фраерман 28 марта 1972 года.
Любовь Воронкова родилась 17 сентября 1906 года в Москве. Начальное образование она получала в одном из городских училищ. С ранних лет начала сочинять стихи. Ещё один талант девочки — к рисованию — заметила учительница и помогла ей поступить в Строгановское училище.
В тяжёлое послереволюционное время Воронковы решили уехать из голодного города в деревню. Любовь Воронкова была вынуждена оставить училище и вместе с родными отправиться в Коськово Клинского уезда. В середине 1920-х годов Л. Воронкова вернулась в Москву. Она служила домработницей, а в свободное время посещала литературный кружок. Её дебют со стихотворением про домработницу Варвару состоялся в газете «Комсомольская правда». Это открыло Воронковой путь в журналистику: вскоре она стала сотрудником журнала «Пионер». В качестве корреспондента она ездила по СССР, писала статьи о сельской жизни.
В 1932 году отдельной книгой вышел её рассказ для детей «Чёрная смородина» (первая публикация состоялась в 1930-м, в «Пионере»). Она пробует себя и в качестве автора пьес для кукольных театров: в 1938 году была опубликована пьеса «Рукавичка».
В начале 1940-х годов у Л. Воронковой родился замысел книги «Солнечный денёк», но воплотить его помешала Великая Отечественная война. В 1942 году вышла первая повесть Воронковой на военную тему — «Лихие дни». В следующем году увидела свет повесть «Девочка из города». Эта книга принесла писательнице всенародную известность.
После войны редакция «Пионерской правды» предложила Воронковой написать очерк о том, как люди возвращаются к мирной жизни.
В 1950-е годы Л. Воронкова написала цикл повестей о жизни в деревне двух подруг Тани и Аленки: «Солнечный денёк», «Снег идёт», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звёздочки». Особой популярностью пользовался её рассказ этого периода «Маша-растеряша».
Помимо собственного творчества, Воронкова занималась переводами и литературной обработкой произведений К. Г. Дзесова, Н. Л. Забилы, Д. Ф. Красицкого и др. Также она написала ряд вступительных статей к произведениям М. М. Пришвина, Л. Н. Толстого и др.
В 1951 году Воронковой была написана «Алтайская повесть» о детях сурового Горного Алтая, где писательнице удалось побывать. Она раскрыла здесь черты новой советской деревни, поэтически показала прелесть отроческой дружбы мальчика Кости и алтайской девочки Чечек, своенравной и обаятельной. В повести присутствуют не только вымышленные герои, и это придает ей очерковый характер.
В конце 1960-х годов Л. Воронкова обратилась к исторической тематике.
Любовь Фёдоровна Воронкова скончалась 20 января 1976 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
Дмитрий Юрьевич Суслин родился 16 сентября 1970 года в Норильске. Живет в Чебоксарах. Закончил исторический факультет Чувашского университета. В настоящее время работает в чебоксарской гимназии №2. Там же возглавляет литературный клуб «Тополиные аллеи». Учитель высшей категории, лауреат республиканского конкурса «Учитель года».
Литературным творчеством стал заниматься еще в школьные годы, а после окончания университета стал писать профессионально. В 1994 году была опубликована его первая повесть «В ночь полной луны». С 1996 года начал сотрудничество с издательством «Армада», которое продолжается и по сей день. Сериал «Страна Остановленного времени», в который вошли повести «Рыцарь Катерино», «Принц Белой башни», «Кристиан Тринадцатый», «Паж Черной королевы», «Повелитель гоблинов», «Наследство чародея» и «Последняя битва», а также веселые истории про капитана Краснобаева «Предводитель мух», «Генерал Крузо» и «Новый герой Галактики» сразу же покорили сердца юных читателей. Эти произведения, для детей, написанные в жанре сказочной фантастики, показали, что в современной детской литературе появился новый автор.
Широкую известность Дмитрию Суслину принесла трилогия «Хранитель Кольца», написанная по мотивам произведений Дж. Р. Р. Толкина, в которой рассказывается о новых приключениях Бильбо Бэггинса и его друга мага Гэндальфа, а также о событиях, которые произошли с Средиземье между первым путешествием хоббита и событиями, описанными во «Властелине Колец».
Так же все эти годы писатель тесно сотрудничает с газетами «Школьники» и «Школьники Постарше», которые из номера в номер публикуют его произведения. Так, благодаря этим изданиям широкий круг российских читателей получил возможность прочитать и полюбить такие его произведения, как «Волчонок Ваня», «Рабыня с Острова Лесбос», «Больница Скорой помощи», всю «Страну Остановленного времени» и многие другие. На сегодняшний день суммарный тираж его произведений уже насчитывает свыше семисот тысяч экземпляров.
Альберт Лиханов родился 13 сентября 1935 года в семье рабочего-слесаря и медицинского лаборанта. Детство мальчика пришлось на тяжёлые военные годы. Отец сразу ушёл на фронт, и мать, как могла, пыталась поставить сына на ноги.
В этот период большое влияние на Альберта оказал его первая учительница Аполинария Николаевна Тепляшина, показавшая пример искренней любви к детям и самоотверженной работы в столь непростое время.
После окончания школы Альберт Лиханов отправился в Свердловск, где поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета.
После окончания университета молодой специалист вернулся в Киров, где устроился в издательство «Кировской правды». Ему удалось сделать неплохую карьеру: занял в 1961 году должность главного редактора газеты «Комсомольское племя».
В 1964 году Альберт Лиханов отправился в Западную Сибирь, где в течение двух лет работал собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда».
Затем перспективного журналиста пригласили в Москву на работу в популярный журнал «Смена». В общей сложности Лиханов проработал в этом издании 20 лет, из которых 13 лет занимал пост главного редактора.
Работа в молодёжном журнале подарила Альберту Лиханову большой опыт общения с детьми и подростками, позволила ему быть в гуще события, «изнутри» узнать насущные проблемы молодёжи, их мечты и надежды.
Писательский дебют Лиханова состоялся в 1962 году, когда был опубликован его рассказ «Шагреневая кожа». Первый опыт оказался удачным, и начинающий писатель продолжил работу.
В период с 1967 по 1976 годы Лихановым были написаны такие значительные произведения, как «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», «Солнечное затмение».
Центральной темой произведений Лиханова стало становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых. Он много писал для детей и о детях, пытаясь вызвать интерес общества ко многим проблемам подрастающего поколения. К таким произведениям относятся «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Мой генерал», «Сломанная кукла», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно» и другие. Особое место в творчестве Лиханова заняла книга, посвящённая современному воспитанию, — «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций», которая была переведена на многие языки мира.
В 1987 году А. Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех регионах СССР, многие из которых работают и по сей день. Именно Лиханов стал инициатором создания детских домов по семейному типу.
Несмотря на солидный возраст, Альберт Анатольевич Лиханов продолжает писать и вести активную общественную деятельность.
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 г. в Новгороде в семье учителя математики. Мать Бориса была талантливой пианисткой. Родители будущего писателя жили в Одессе. Мальчик поступил в местные гимназические классы и учился там вместе с К. Чуковским. По воспоминаниям учителей, он был весьма одаренным, все время чем-то всерьез увлеченным учеником. Главным интересом отрока Житкова было море.
По настоянию родителей Житков поступил в Новороссийский университет, где изучал химию и математику.
Лето 1905 г. было ознаменовано началом первой революции. Став свидетелем восстания на «Потемкине», Борис Житков моментально втянулся в революционную деятельность. Под покровом ночи, он доставлял восставшим матросам оружие. За это юношу исключили из университета. Житков попытался перевестись в Петербург, но получил категоричный отказ.
Изучая содержание биографии Бориса Житкова, следует знать, что в 1909 г. он присоединился к Енисейской ихтиологической экспедиции. В 1912 г. он отправился в кругосветное плавание на учебно-сухогрузном судне. На корабль Житков поступил в качестве юнги. Постепенно он «дослужился» до должности кочегара, а к концу путешествия стал помощником капитана. Во время «кругосветки» он посетил Японию, Китай, Цейлон и Индию.
Печататься Борис Житков начал достаточно поздно – в 1924 г.
Первые свои произведения для детей он начал писать в 1909 г. Повесть «Сережин разбойник» была посвящена племяннику писателя, Сергею.
В период с 1924 по 1937 гг. вышли в свет сборники «Рассказы о животных» и «Что я видел».
Также Житков периодически предпринимал попытки написать детскую энциклопедию. Им было разработано несколько вариантов, но ни один из них так и не увидел свет.
За пятнадцать лет работы в детской литературе, Борис Степанович попробовал себя в самых разных жанрах и внес в нее немалый вклад. Он является одним из основоположников научно-художественного жанра.
Житкову принадлежит идея разработки книжки-картинки для детей, которые не умеют читать. Также Борис Степанович активно разрабатывал идею книжки-игрушки.
Борис Житков ушел из жизни 19 октября 1938 г. в Москве. Писатель продолжал работать до самого последнего дня.
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года. Будущий писатель появился на свет в имении матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старинного дворянского рода Толстых.
Маленький Лев рано остался без материнской любви и заботы: причиной смерти матери были тяжелые роды, и двухлетний Лев со старшими братьями и сестрой воспитывался родственниками-опекунами. После смерти отца осиротевшие дети переехали в Казань к родной тёте, П. И. Юшковой.
Дом Юшковых был очень веселым и гостеприимным, тётя всем сердцем любила племянников, заботилась об их образовании, и детство Льва Толстого было по-настоящему счастливым. Позже он описал эти годы в автобиографической повести «Детство».
Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование.
Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург. Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал. Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, сельское хозяйство, иностранные языки. В итоге в зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки.
Это был период духовного поиска и метаний. Желание быть «лучше и чище» сменялось кутежами с цыганами и картами. В итоге Лев Толстой, выдержав экзамен в Петербургский университет, не стал учиться, а в звании юнкера отправился на Кавказ, где в то время служил его брат Николай.
Творческий путь Толстого берет свое начало на Кавказе, где Толстой провел три года. Именно там он сочинил повесть «Детство», вслед за которой последовали повести «Отрочество» и «Юность», составившие автобиографическую трилогию.
Литературный дебют в журнале «Современник» оказался удачным, и Лев Николаевич решил полностью посвятить себя литературе. Вскоре из-под его пера вышел цикл «Севастопольские рассказы», посвящённый Крымской войне и обороне Севастополя, в которой он лично участвовал.
Вернувшись в Петербург, Толстой стал членом литературного кружка «Современник», где им искренне восхищались. Однако писатель быстро устал от столичной суеты и отправился в путешествие по Европе. По возвращении в Ясную Поляну он занялся обустройством школ для крестьянских детей. Им была написана «Азбука», а также сотни добрых и поучительных сказок для самых маленьких.
Самыми главными работами Толстого стали романы «Анна Каренина» и «Война и мир», содержание которых знает практически каждый.
Скончался Лев Николаевич Толстой 20 ноября 1910 года, на 83-м году жизни. Причиной смерти стала банальная простуда, которая дала тяжелейшее осложнение — крупозное воспаление легких. Писатель был похоронен, как он сам завещал, в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу. Здесь прошли его счастливые годы, и здесь они с братьями в детстве искали «зелёную палочку», способную сделать всех людей счастливыми.
Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года в небольшом бессарабском городке Кагул в еврейском интеллигентном семействе. С ранних лет Борис отличался большой любознательностью и проявлял живой интерес к естественным наукам, особенно к биологии. Кроме того, он с удовольствием изучал иностранные языки, занимался спортом. Литература в этом возрасте его совершенно не интересовала.
После окончания школы в 1936 году Борис Заходер поступил на биологический факультет Казанского университета, но вскоре перевёлся на тот же факультет в МГУ им. Ломоносова. К тому времени он всерьёз увлёкся поэзией, стал писать стихи. В 1938 году юноша поступил в Литературный институт, что стало большой неожиданностью для его семьи.
Обучение в институте Заходер был вынужден прервать в конце 1939 года, когда вместе с другими студентами-добровольцами отправился на советско-финскую войну.
В марте 1941 года Борис продолжил учёбу в Литинституте, но уже в первые дни Великой Отечественной войны отправился добровольцем на фронт. Он сражался на Карельском и Юго-Западном фронтах, принимал участие в освобождении Львова. За проявленную отвагу был награждён медалью «За боевые заслуги».
По возвращении в Москву в 1946 году Борис Заходер восстановился в Литинституте и спустя год закончил его с отличием.
Дебют Бориса Владимировича в качестве детского поэта состоялся в 1947 году, когда он опубликовал стихотворение «Затейник». В том же году он написал сказку в стихах «Буква Я», однако она вышла в печать лишь спустя 8 лет. Все это время Заходер занимался переводами.
Популярность к Борису Владимировичу пришла в 1955 году, когда в журнале «Новый мир» было опубликовано его стихотворение «Буква Я». В том же году вышел в свет его первый сборник стихов для детей «На задней парте», закрепивший за Заходером славу детского писателя.
В 1958 году Борис Владимирович вступил в Союз писателей СССР, продолжив заниматься творчеством. В последующие годы он написал немало произведений, которые пришлись по душе маленьким читателям: «Мартышкино завтра», «Четвероногие помощники», «Кто на кого похож», «Кит и кот», «Добрый носорог» и многие другие. В 3 классе школы дети знакомятся с такими стихами, как «Вредный кот», «Никто», «Перемена».
Заходер оказался не только талантливым писателем и поэтом, но и переводчиком. Благодаря его творческому подходу к работе над зарубежными произведениями, русский читатель смог узнать и полюбить таких персонажей, как Мэри Поппинс, Винни-пух, Бременские музыканты, Алиса, Питэр Пэн и многих других. А некоторые стихотворения в его переводе, например, «Муравей» Яна Бжехвы, изучают в школе во 2 классе.
При изучении краткой биографии Заходера стоит сказать о престижной награде, полученной им в последний год жизни, — Государственной премии РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.
Скончался Борис Заходер 7 ноября 2000 года в возрасте 82 лет.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.
1871 год был сложным в биографии Куприна: умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.
В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889 г.).
С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».
Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким. Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.
Короткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок» (1905 г.) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898 г.), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910 г.).
Александр Куприн также писал рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.
Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Нельзя не заметить в биографии Александра Куприна, что даже после эмиграции писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная». После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.