Ждем Вас по адресу:
г. Белебей
ул. Красная 134
Центральная детская библиотека
Режим работы:
(понедельник-пятница)
с 10.00 до 18.00
суббота: c 10.00 до 17.00
- воскресенье - выходной день

ЛЕТНИЙ ГРАФИК РАБОТЫ
(июнь,июль,август)
понедельник - пятница
с 9.00 до 18.00
Суббота, воскресенье – выходные дни
Телефон 4-10-95
Наш e-mail:
belebeicdb@mail.ru









Литературный календарь


* * * * *

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в столице Азербайджана, в цветущем Баку. Он вырос в интеллигентной семье, его родители занимались музыкальной педагогической деятельностью. С пелёнок Витю и его маленьких братьев окружали знаменитые произведения классической музыки. Атмосфера в доме, пропитанная шедеврами великих музыкальных гениев, готовила сыновей Владимира Сергеевича Голявкина к проявлению себя на музыкальном поприще. Отец всячески поддерживал в своих детях любые их начинания и стремления.

Но однажды маленький Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Разглядев в рисунках сына зачатки художественного таланта, отец тут же купил ему шикарное издание об искусстве живописи. С этого времени мальчик искал любую возможность как можно больше прочитать об изобразительном искусстве и о художниках. И сам каждую свободную минуту рисовал...

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт, и мальчик стал старшим мужчиной в семье. С ненавистью к фашистским оккупантам, он изображал злые шаржи на немецких захватчиков и Гитлера. Позже уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе). Будущий художник узнавал жизнь и искусство Востока, а после солнечных ярких городов Азии переехал в Ленинград, где поступил в Академию художеств.

Именно в Ленинграде Виктор Голявкин стал известен как писатель, когда был ещё студентом Академии художеств. Опытные преподаватели учили его рисовать и писать картины, а он писал ещё и рассказы, короткие и смешные. Одна из лучших повестей писателя – «Мой добрый папа», где автор рассказал про своего папу и про себя. Повесть начинается фразой: «Я никогда не хочу обедать». Она о человеке, который не пришёл с войны. Эта повесть о том, что нет ничего на свете выше, чем доброта. Когда она вышла в свет, её читали по радио. Причем, много раз. Её перевели на многие языки мира.

Повесть «Полосы на окнах» рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, – герой взрослеет.

«Рисунки па асфальте» – книжка о мальчишках, мечтающих стать художниками.

«Ты приходи к нам, приходи» – повесть о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне.

Всего Виктор Голявкин написал около двухсот повестей и рассказов. Писал он и для взрослых. Особой и разницы между детьми и взрослыми он не делал. «Некоторые работы писателя легли в основу художественных фильмов, полюбившихся зрителю – «Лялька-Руслан и его друг Санька» (по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа», «Боба и слон» и др.

Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 был принят по секции графики.

Умер в Санкт-Петербурге 26 июля 2001 года.


* * * * *

Виталий Георгиевич Губарев родился 17 августа 1912 года в городе Ростов-на-Дону в учительской семье. Отец Виталия Губарева был из дворян, в ходе Гражданской войны отступил с белогвардейской армией и пропал в Польше. Мать, дочь священника, осталась одна с двумя детьми. Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка, где его бабушка заведовала начальной школой, где окончил 9 классов школы.

Печататься Виталий Губарев начал рано, еще в 1926 году в ростовском детском журнале «Горн» был опубликован его первый рассказ «Гнилое дерево». Четырнадцатилетний автор посвятил свое первое печатное произведение пионерскому лагерю, дружбе городских и сельских ребят. С той поры писатель ни на день не порывал связи с пионерской организацией. Он сам был пионером и пионервожатым.

С 1931 г. Губарев работает в Москве в детских и комсомольских газетах и журналах «Колхозные ребята», «Пионерская правда», «Комсомольская правда». Многие годы был главным редактором «Пионерской правды».

Как журналист Виталий Губарев получил известность после освещения им убийства Павлика Морозова, был одним из создателей его легенды. В 1933 году Губарев написал об этих событиях книгу «Один из одиннадцати», позже переработанную в повесть «Павлик Морозов» и одноимённую пьесу, которые впоследствии часто переиздавались в Советском Союзе и за рубежом.

В послевоенный период Губарев стал известен как драматург.

Наибольшую известность писателю принесли его повести-сказки «Королевство кривых зеркал» (1951), «Трое на острове» (1959), «Путешествие на Утреннюю Звезду» (1961), «Часы веков» (1965), «Преданье старины глубокой» (1970) и «В Тридевятом царстве» (1970), вошедшие в «золотой фонд» отечественной литературы для детей. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.

Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал», переработанная в 1952 году в пьесу, была экранизирована по сценарию В. Губарева в 1963 году режиссером Александром Роу.

Умер писатель от инфаркта в 1981 году.


* * * * *

Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Государственный служащий Григорий Козлов и его жена Наталья взяли его из московского детского дома, дали свою фамилию и назвали Сергеем. Есть несколько версий появления Сергея в детском доме, одна из которых указывает на то, что он попал туда, будучи совсем маленьким, вместе с испанскими детьми, которых СССР принимал и спасал от начавшейся войны в Испании. Эту версию подтвердил и личный шофер отца в 1976 году, когда родителей уже не было в живых.

Сергей догадывался, что он не родной сын, хотя мать и отец всячески скрывали от него этот факт. Жизнь в доме была не простая, отец умер, когда Сергею было 16 лет, у матери был сложный характер, и в 20 лет Сергей сбежал из дома в Киев.

Там, в Киеве, Сергей написал первую сказку и ее перевели на украинский язык, напечатали в киевском журнале, а уж потом журнал «Огонек» перевел ее на русский язык и опубликовал в своем журнале. Вскоре Сергей поступил в Литературный институт с рукописью книги стихов в качестве дипломной работы. Но до того, как стать профессиональным писателем, был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском Музее-заповеднике Михайловское.

В начале 60-х годов начинающий писатель нашёл своё призвание в написании сказок для малышей. Встречи с детьми, разговоры привели его творчество к новому уровню. Мультипликация нуждалась в интересных авторах, пишущих сценарии для мультфильмов, которые будет интересно смотреть вместе с малышами и их родителями, дедушками и бабушками. Козлов Сергей приложил всю свою фантазию, чтобы создать волшебные сюжеты.

С 1962 года по 1990 год вышло более 30 книг сказок, пьес, лирических миниатюр и стихов для детей.

Наиболее ярким воплощением тем и идей писателя является киновариант сказки «Ежик в тумане», так полюбившейся детям. Сергей Григорьевич показывает, что нет на свете ничего печальнее одиночества и нет ничего прекраснее и важнее дружбы, тем самым, помогая укрепить истинность и абсолютность таких понятий, как «добро» и «красота».

По сказкам Козлова было поставлено более 20 мультфильмов, кроме «Ежика в тумане», самыми известными являются «Как Львенок и Черепаха пели песню», «Трям! Здравствуйте!», «В порту».

В 80-х годах Козлов увлекся написанием пьес для детей, 15 из них было поставлено более чем в 300 театрах России и за рубежом. Фирма «Мелодия» выпустила 6 авторских грампластинок, в 2006 году вышли аудиокниги со сказками. Сказки писателя переведены на многие языки народов мира.

Сергей Григорьевич ушёл из жизни в 2010 году от воспаления легких. Его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.


* * * * *

Поэт-песенник Юрий Энтин родился в Москве 21 августа 1935 года. Родители – представители интеллигенции: мама была экономистом, а папа – физиком. В детстве мальчик любил музыку и без перерыва слушал детские пластинки с песенками на стихи Агнии Барто и Сергея Михалкова. Ему купили скрипку, он готовился поступать в музыкальную школу, но наступила война. Отец был призван на фронт, где стал переводчиком и дошел до Берлина, а Юрий с мамой и дедушкой отправились в эвакуацию, в город Оренбург.

Прочитав в старших классах книгу о судьбе Льва Троцкого, в молодости он всерьез увлекся историей и попытался поступить в Московский университет, куда, однако, евреев не принимали ни при каких условиях. Поступил в итоге поэт в другое учебное заведение, стал изучать историю.

Позднее, после года работы в общеобразовательной школе, Юрий отправился получать второе высшее образование в полиграфический институт на факультет редактирования. После его окончания стал сотрудником московской типографии, сначала в должности корректора, постепенно дослужившись до заведующего редакцией.

Судьбу Энтина решил случай. Однажды он в качестве статиста оказался на съемках картины Марлена Хуциева «Застава Ильича». В фильме был эпизод, в котором поэты-шестидесятники – Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко – читают стихи в Политехническом музее. А когда Хуциев предложил выступить любому желающему, Энтин встал и зачитал пародии на всех присутствующих поэтов. После выступления к нему подошел другой статист, который рассказал, что у него есть друг-композитор, который учится на втором курсе и хочет найти соавтора. Этим другом оказался Геннадий Гладков, и вместе с Энтиным они начали сочинять сюиты. А потом и песни к мультфильмам...

Более 45 лет прошло с момента выхода на экраны его первой крупной работы. Это были всеми любимые «Бременские музыканты», песни из которых стали визитной карточкой поэта. Студию «Союзмультфильм» зрители тут же завалили письмами с просьбами сделать продолжение приключений полюбившихся героев. Поначалу идеей вдохновился только Юрий Энтин. Он же выдумал нового персонажа мультфильма – сыщика, который ищет сбежавшую Принцессу.

Рост популярности песен среди публики был стремительным, детские песни расхватывали на цитаты взрослые люди.

Юрий Энтин написал более 600 песен для фильмов и мультфильмов, никогда не гнался за наградами и считал, что главное – творить для детей. В 2007 году Энтину присуждена премия имени Корнея Чуковского в номинации «за развитие новаторских традиций Чуковского в современной детской литературе».


* * * * *

Дик Иосиф Иванович родился 20 августа 1922 г. в Москве, в семье румынского революционера Иона Дика-Дическу, преподавателя Военной академии РККА. С 1938 г. воспитывался в детском доме, так как родители были репрессированы.

В 1940-м он вступил в литературный кружок, а далее последовала и первая публикация – его рассказ взяли в газету 'Рыбинская правда'. Известно, что первого гонорара хватило на пару пирожных и лимонад. К тому моменту Дик уже имел и еще одну мечту – он решил стать геологом.

Учиться Дик пошел в Ленинградский горный институт, однако Великая Отечественная война застала его, когда он был вчерашним первокурсником. Так, оставив студенческую скамью, Иосиф отправился в военное авиационно-техническое училище, после чего пошел воевать на Юго-Западный фронт. Служил он старшим пиротехником, отвечая за боеприпасы.

В начале мая 1942-го, когда советские войска наступали на Харьков, Иосифа ранило – он подорвался на мине. Ему повредило глаз, а также он лишился кистей обеих рук. Так, с мечтой работать геологическим молотком Иосифу, которому тогда не исполнилось еще и 20 лет, пришлось расстаться.

Позже было лечение в госпитале Самарканда, и именно там Дик записался в литературный кружок. Так начался новый этап в жизни Иосифа Дика. Писал он, держа карандаш в зубах, и в тот же период он познакомился с несколькими самаркандскими поэтами и литераторами, тогда же он начал сочинять и свои стихи.

Затем Иосиф Дик поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Удача пришла уже в 1947 г., когда в Детгизе вышла первая книга, сборник рассказов «Золотая рыбка». Иосиф Дик много путешествовал по стране. Иногда увиденное во время путешествия переходило в его книги.

В 1949-м Дика приняли в Союз писателей.

Известно, что протезов Иосиф Ионович никогда не носил – он сам придумал для своих искалеченных рук устройство с 'искусственным пальцем', которое он надевал на руку. Так, он сам писал и перепечатывал свои рукописи, а также прекрасно справлялся в быту и даже водил автомобиль, сумев получить права. Вообще, был он человеком очень изобретательным, и его дом был полон всевозможных устройств и усовершенствований.

Известно и то, что Дик был весельчаком, путешественником и даже в некотором роде авантюристом. Собирая материал для своих детских книг, он сплавлялся на плоту, ходил в походы и старался не сидеть на одном месте.

В конце 60-х годов Иосиф Дик обратился к теме войны, сделав героями драматических событий военного лихолетья наряду со взрослыми и детей.

Незадолго до смерти ему, тяжело больному, удалось получить разрешение на поездку в Париж… Умер Дик в 1984 г., прожив яркую и интересную жизнь. Жизнь, которую он выбрал для себя сам.


* * * * *

Радий Петрович Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво.

В детстве Радий мечтал о профессии геолога, моряка, но, когда пришла война, рыл вместе со всеми окопы, пережил ленинградскую блокаду, в 1943 году почти школьником пошёл на фронт. Его назначили командиром взвода разведчиков. Хитростью, осторожностью, смелостью и отчаянностью ― всеми этими качествами Радий Петрович обладал сполна. Он освобождал Украину, Румынию, Польшу, участвовал в штурме Берлина. Войну закончил командиром разведки, был награжден двумя орденами Славы и двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями. Но фронт подорвал здоровье совсем молодого человека – он получил несколько тяжелых ранений, был контужен.

Когда война кончилась – работал воспитателем, слесарем-механиком, лесорубом, грузчиком, мойщиком окон, пионервожатым, штамповщиком по металлу, пожарным, журналистом в многотиражной газете. На одном из собраний начинающий журналист смело высказался против осуждения Ахматовой и Зощенко. Его защита имела фатальные последствия – несмотря на фронтовые заслуги, Погодин был осужден по статье «антисоветская пропаганда» и приговорен к 5 годам лагерей с лишением всех боевых наград.

Первый рассказ Погодина для детей «Мороз» был опубликован в ленинградском альманахе «Дружба» в 1954 году. Спустя три года вышла первая книга рассказов «Муравьиное масло», затем — «Кирпичные острова», «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде», «Дубравка». С этого времени Погодин занял одно из ведущих мест в детской литературе. Его проза отличалась серьезностью нравственного поиска, изяществом формы.

Критики сразу заговорили о новаторстве Погодина. Отмечали его уникальный стиль, способность понять ребенка и подростка, изложить его мысли и чувства простым, но поэтичным языком. Сами дети с удовольствием читали рассказы и повести Погодина.

Многие книги были переведены на десятки языков и оценены по достоинству – так, писателю была присуждена премия имени Г.Х. Андерсена.

По сценариям Радия Петровича сняты полюбившиеся российским подросткам фильмы: «Дубравка», «Шаг с крыши», «Включите северное сияние», «Цветы для Оли», «Рок-н-ролл для принцесс».

Кроме детских книг он создавал «взрослую» прозу, пьесы и сценарии. С 1970 г. он начал писать о войне: «Живи, солдат», «Мост», «Боль», «Дверь», «Я догоню вас на небесах» ... Во многом эти сочинения являются автобиографическими. Его герои были лишены юности, во взрослую фронтовую жизнь они шагнули прямо из детства.

Он проявил себя и как талантливый художник. Его картины демонстрировались на нескольких выставках, печатались в различных журналах. Находясь в реанимационной палате после одной из операций, Погодин стал создавать стихи, которые были опубликованы в конце 1990-х в журнале «Звезда» и «Нева».

Одной из последних работ Погодина стал сборник-эссе «Древо всех людей», где были воспроизведены живописные работы писателя.

О своей личной жизни Погодин рассказывать не любил. Он не был женат и не имел детей. Знаменитый детский писатель умер в 1993 году и похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.


* * * * *

Радий Петрович Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво.

В детстве Радий мечтал о профессии геолога, моряка, но, когда пришла война, рыл вместе со всеми окопы, пережил ленинградскую блокаду, в 1943 году почти школьником пошёл на фронт. Его назначили командиром взвода разведчиков. Хитростью, осторожностью, смелостью и отчаянностью ― всеми этими качествами Радий Петрович обладал сполна. Он освобождал Украину, Румынию, Польшу, участвовал в штурме Берлина. Войну закончил командиром разведки, был награжден двумя орденами Славы и двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями. Но фронт подорвал здоровье совсем молодого человека – он получил несколько тяжелых ранений, был контужен.

Когда война кончилась – работал воспитателем, слесарем-механиком, лесорубом, грузчиком, мойщиком окон, пионервожатым, штамповщиком по металлу, пожарным, журналистом в многотиражной газете. На одном из собраний начинающий журналист смело высказался против осуждения Ахматовой и Зощенко. Его защита имела фатальные последствия – несмотря на фронтовые заслуги, Погодин был осужден по статье «антисоветская пропаганда» и приговорен к 5 годам лагерей с лишением всех боевых наград.

Первый рассказ Погодина для детей «Мороз» был опубликован в ленинградском альманахе «Дружба» в 1954 году. Спустя три года вышла первая книга рассказов «Муравьиное масло», затем — «Кирпичные острова», «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде», «Дубравка». С этого времени Погодин занял одно из ведущих мест в детской литературе. Его проза отличалась серьезностью нравственного поиска, изяществом формы.

Критики сразу заговорили о новаторстве Погодина. Отмечали его уникальный стиль, способность понять ребенка и подростка, изложить его мысли и чувства простым, но поэтичным языком. Сами дети с удовольствием читали рассказы и повести Погодина.

Многие книги были переведены на десятки языков и оценены по достоинству – так, писателю была присуждена премия имени Г.Х. Андерсена.

По сценариям Радия Петровича сняты полюбившиеся российским подросткам фильмы: «Дубравка», «Шаг с крыши», «Включите северное сияние», «Цветы для Оли», «Рок-н-ролл для принцесс».

Кроме детских книг он создавал «взрослую» прозу, пьесы и сценарии. С 1970 г. он начал писать о войне: «Живи, солдат», «Мост», «Боль», «Дверь», «Я догоню вас на небесах» ... Во многом эти сочинения являются автобиографическими. Его герои были лишены юности, во взрослую фронтовую жизнь они шагнули прямо из детства.

Он проявил себя и как талантливый художник. Его картины демонстрировались на нескольких выставках, печатались в различных журналах. Находясь в реанимационной палате после одной из операций, Погодин стал создавать стихи, которые были опубликованы в конце 1990-х в журнале «Звезда» и «Нева».

Одной из последних работ Погодина стал сборник-эссе «Древо всех людей», где были воспроизведены живописные работы писателя.

О своей личной жизни Погодин рассказывать не любил. Он не был женат и не имел детей. Знаменитый детский писатель умер в 1993 году и похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.


* * * * *

11 августа 1897 года в лондонском доме номер 354 по Лордшип-Лейн, в двухкомнатной квартирке над магазином в Ист-Далидже родилась Энид Блайтон. Впоследствии в семье Блайтон родилось ещё двое сыновей, но именно старшая дочь навсегда останется любимым ребёнком Томаса, отца семейства.

В молодости Томас работал продавцом столовых приборов, потом основал собственный бизнес, позволивший отдать троих детей в частную школу. Несмотря на прикладную профессию, он живо интересовался садоводством, театром, искусством, музыкой и литературой. Жажду знаний Томас разделил с Энид.

Насколько тёплыми у Энид были отношения с отцом, настолько холодно к ней относилась мать. Жизнь Терезы Мэри вращалась вокруг забот по дому. Она не разделяла интересов мужа и не понимала, почему Томас поощряет любовь дочери к чтению и прогулкам. В Энид она видела лишь девочку и настаивала, чтобы та перестала тратить время на глупости и помогала ей по хозяйству.

Первые шаги в писательстве Энид сделала ещё в школе Святого Кристофера для девочек в Бекенхеме. Вместе с подругами Мирабель Дэвис и Мэри Аттенборо она создала журнал под названием Dab (по первым буквам фамилий участниц), для которого писала короткие рассказы. Энид считалась активной ученицей: организовывала школьные концерты, была чемпионкой по теннису и капитаном команды по лакроссу, блистала в искусстве и естествознании, а в последние два года её назначили старостой школы. У неё был талант к музыке, и родители думали, что она пойдёт по стопам тёти Мэй, сестры отца.

Но чем старше становилась Энид, тем чаще она предпочитала игре на фортепиано сочинение историй. В 1916 году она отказалась от места в музыкальной школе Гилдхолл и поступила в Ипсвичскую среднюю школу, чтобы стать учительницей.

Она знала, что хочет писать для детей, и профессия преподавателя позволила ей сблизиться с ними и изучить их интересы. Впоследствии она не только преподавала в подготовительной школе для мальчиков, но и на четыре года стала гувернанткой четырёх братьев Томпсон. Позже Энид призналась, что это было самое счастливое время в её жизни.

В 27 лет Энид вышла замуж за Хью Поллока и переехала в Лондон. Вскоре она написала свой первый роман «Приключения волшебного кресла».

В течение 40-х и 50-х годов Энид писала книги в колоссальном темпе: приключенческие повести для подростков, книги-разгадки тайн, волшебные сказки, рассказы о жизни на ферме, истории для детей младшего возраста, такие бестселлеры, как «Великолепная пятёрка» и «Нодди».

Ближе к старости Энид заболела болезнью Альцгеймера и умерла в 1968 году. Дух писательницы остался жить в её книгах, и её помнят, как одного из самых любимых и известных детских авторов.

Книги Блайтон были проданы тиражом более 600 миллионов экземпляров. Более миллиона книг «Великолепной пятёрки» продаются по всему миру каждый год. Её книги переведены на более чем 90 разных языков. На церемонии вручения премии «Коста» 2008 года Энид Блайтон была признана самым любимым автором, опередив Роальда Даля, Дж. К. Роулинг и Шекспира. За 45 лет карьеры писательницы было осуществлено 753 издания её книг, в среднем 16 новых изданий, опубликованных в год.


* * * * *

Михаил Зощенко родился 9 августа 1894 года в Петербурге в дворянской семье. Его отец был украинцем, художником передвижником, мать актриса, а прапрапрадед писателя – архитектором. В старину архитектора называли зодчим, отсюда и пошла фамилия – Зодченко, а позже, чтобы удобнее было произносить, её упростили до Зощенко.

В 8 лет родители отдали мальчика в Санкт-Петербургскую гимназию. Вот как он вспоминал об этих годах: «Учился весьма плохо. И особенно плохо по русскому, на экзамене получил единицу по русскому сочинению…»

Жизнь порой бывает парадоксальна – будущий крупный писатель, начавший сочинять в 9 лет, - самый отстающий по русскому языку!

Несмотря на то, что успехи в школе были не столь впечатляющими, в 9 лет Миша пробовал писать стихи. А в 11 лет написал рассказ «Пальто.»

Своё детство Зощенко описал в рассказах для детей – «Лёля и Минька», где Минька это он, а Лёля – его старшая сестра. В этих рассказах юмор сочетается с серьёзностью, их интересно читать и взрослым, и детям.

В 18 лет Михаил окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридический факультет, но через год он был отчислен из-за неуплаты за обучение. Юноше пришлось идти работать контролёром на железную дорогу, но тут началась мировая война. Зощенко решает идти на военную службу.

За личное мужество Михаил Зощенко был награждён четырьмя орденами.

Он участвовал во многих боях, был тяжело ранен и отравлен газами, но даже в военные годы не прекращал писать.

Врачи посоветовали Зощенко перейти на спокойную работу. И после войны Михаил сменил множество разных профессий. Чтобы выжить, ему приходилось штопать штаны и вырезать стельки.

Интересный эпизод произошёл, когда Михаилу Зощенко пришлось собственноручно и очень качественно зашить штаны другому бедствующему писателю Юрию Олеше.

Зощенко думал, что никогда не найдёт подходящей работы, но вдруг вспомнил, как любил в детстве читать.

За годы скитаний он столько повидал, что, если об этом написать, получится интересная книга. «Может это и есть моя профессия?» - подумал Зощенко.

И Михаил Михайлович сел за стол. Оказалось, что у него редкий литературный дар.

В 1921 году вышла первая книжка его рассказов, а через 10 лет книжек у него было уже около 60! Они раскупались молниеносно: его знали все – от рабочего до академика. Он умел смотреть на всё с улыбкой и своими рассказами хотел научить этому других. Ни один юмористический вечер не обходился без его рассказов.

У Михаила Зощенко были миллионы поклонников по всей Земле. Японские поклонники оказались одни из самых активных.

В последние годы жизни писатель работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк».

Умер Зощенко в 1958 году в Сестрорецке, где и был похоронен.


* * * * *

Алексин Анатолий Георгиевич родился 3 августа 1924 года в Москве. Настоящая фамилия писателя – Губерман. Он родился в семье активного участника гражданской войны. Губерман-старший принадлежал к первому поколению коммунистов, среди которых большая часть в конце тридцатых годов прошлого века была репрессирована. Не избежал печальной участи и отец будущего прозаика. Мать писателя была по образованию актрисой, однако в театре работала недолго. В 1937 году в связи с арестом мужа была уволена, больше на сцену не вернулась. Алексину в 1941 году исполнилось семнадцать. Во время войны он работал на уральской стройке, сочинял стихи и небольшие заметки для местной газеты. Анатолий Алексин, биография которого сложилась весьма удачно, сменил фамилию. Публиковать произведения он стал под псевдонимом. Фамилия Губермана в советской прозе не прижилась бы. После войны Алексин поступает в институт востоковедения, заканчивает индийское отделение. В этот период своей биографии он продолжает писать стихи. На последних курсах герой нашего повествования активно посещает литературные вечера. Молодые писатели и поэты читают свои произведения, делятся впечатлениями, критикуют друг друга.

В пятидесятые годы прошлого века писатель создавал книги преимущественно для детей младшего возраста. Среди этих произведений «Саша и Шура» – рассказ, изданный в 1956 году. К раннему периоду творчества также относятся такие произведения, как «Светлая дорога», «Маленькая Лайма», «Два портрета», «Близкий город», «Неправда».

Анатолий Алексин, рассказы которого в конце пятидесятых прошлого века были уже чрезвычайно популярны у юных читателей, решил не ограничиваться написанием книг для детей младшего возраста. В 1966 году писатель начал новый этап литературной деятельности. Стал писать преимущественно для подростков Анатолий Алексин. Книги, изданные в конце шестидесятых, – «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте!». Читатель Алексина повзрослел. Произведения, написанные в конце шестидесятых годов 20-го века, ориентированы на юношество.

К началу семидесятых годов 20-го века книги, которые создал Анатолий Алексин, были признаны как читателями, так и критиками. В это время писатель начал активную общественную деятельность. Он стал одним из создателей популярного детского журнала, возглавлял редколлегию периодического издания «Юность». Анатолий Алексин был удостоен множества премий, среди которых «Орден Ленина». 1 мая 2017 года скончался в Люксембурге, на 93-м году жизни. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище рядом с родителями.


* * * * *

Георгий Алексеевич Скребицкий родился в Москве 2 августа 1903 года. Четырёхлетним мальчиком он был взят из приюта и усыновлён Надеждой Николаевной Скребицкой. Детство будущего писателя прошло в маленьком городке с невесёлым названием Чернь Тульской области. Зато вокруг была живая природа. И Георгий пропадал на речке с удочкой, в лесу с корзинкой и рюкзаком.

Учиться его отдали в школу-пансионат, устроенную богатой купчихой. Он всегда с нетерпением ждал воскресенья, когда можно было вернуться домой. Мальчику повезло с родителями. Мать и отчим Алексей Михайлович были для него добрыми наставниками. В доме всегда жили собаки, зайцы, лисята, ежи. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная писателем в детские годы, стала ориентиром всего жизненного пути.

Георгий Скребицкий часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи - природоведение и художественная литература.

Георгий Скребицкий поступает сначала в Литературный институт, затем в Зоотехнический. Окончив его, Георгий Алексеевич работает научным сотрудником. Выезжает в научные экспедиции, в заповедники, становится кандидатом биологических наук и пишет свой первый рассказ для детей о зайчонке-листопаднике - «Ушан». Так в нём объединились две любимые профессии – природовед и литератор.

В годы войны, не попав на фронт по состоянию здоровья, Георгий Алексеевич работает в Московском зоопарке. В 1942 г. выходит его книга «Остров белых птиц», о чайках.

Его книги пользуются большой популярностью. Наряду с произведениями М. Пришвина и В. Бианки они являются для детей школой познания родной природы, школой гуманизма и доброты.

Скончался Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 года, от инфаркта, похоронен на Ваганьковском кладбище.